Оказывается, Kenwood KMM-257 тоже может быть источником сигнала Hi-Fi аудиокомплекса!
1. Предисловие
Объединённая фирма Kenwood – JVC
выпустила несколько интересных аппаратов. Один из них – Kenwood KMM-257, меня заинтересовал.
Во-первых, это бездисковая модель, даже по размерам меньше стандартного CD плеера.
Во-вторых, этот аппарат воспроизводит не только MP3 и WAV, но и FLAC формат. В-третьих,
радиоприёмник у него гораздо качественнее, чем у Pioneer 1500. Поэтому, я выбрал Kenwood KMM-257 для работ над
организацией цифрового выхода.
Для меня есть принципиальная разница между простым
преобразователем I2S-S/PDIF и цифровым выходом. Отличия следующие:
1) простой
преобразователь выводит сигнал из цифрового источника (USB), но не выводит сигнал от аналоговых
источников (радио, аукс). На цифровом выходе присутствует сигнал и с цифровых,
и с аналоговых источников.
2) На
выходе преобразователя передаётся сигнал без регулировки громкости, баланса и
тембра. На цифровом выходе громкость регулируется синхронно с громкостью
головного устройства. При прослушивании аналоговых источников используются все
регулировки звука головного устройства.
Эти два простых отличия изменяют роль магнитолы в
автомобильной аудиосистеме. В первом случае Kenwood KMM-257 используется только как
твердотельный плеер, и регулировка громкости, выбора источника сигнала
производится на процессоре. А для прослушивания радиопередач требуется
переключение процессора с цифрового входа на аналоговый. Во втором случае Kenwood KMM-257 становится
действительно самостоятельным головным устройством, к нему подключаются другие
источники сигнала (например, штатная аудиосистема), и на нём регулируется
громкость, баланс и тембр. Внешний цифровой процессор или ЦАП используются в
пассивном режиме, для получения аналогового сигнала, подаваемого на усилители.
Такое построение системы упрощает управление, сводит к минимуму количество
дополнительных органов управления. По моему опыту, можно безболезненно вынести
переднюю панель магнитолы в удобное место, а тушку магнитолы установить скрытно
за бардачком или под сиденьем. К тому же, возможно вывести кнопки управления
магнитолой на руль, что ещё больше улучшает эргономику управления
аудиосистемой.
2. Детали подключения
Теперь о самом аппарате. Подробно разборку аппарата описал
Михаил Халин в своём блоге. Внутри аппарата действительно много места. Но самым
разумным решением установки дополнительной платы является использование
Г-образного кронштейна, прикрученного к креплению микросхемы усилителя:
Перечень точек подключения между дополнительной платой и
магнитолой:
Подключаемся с помощью многожильных проводников из шлейфа
дополнительной платы.
Для того, чтобы вывести сигнал как с цифровой, так и с
аналоговой части Kenwood KMM-257,
подключаемся и к микросхеме ЦАП, и к линейному выходу:
Для того, чтобы получать сигналы управления громкостью и
источниками, подключаемся к I2C шине
управления:
Там же подключаем питание +5 вольт, а общий провод
подключаем в точку соединения всех земель:
Дополнительно подключаемся к кварцевому генератору 16,934
МГц:
Кстати, этот генератор (X702) невысокого качества, мягко говоря. В этом примере я не
менял кварц. Для получения более качественного звука существует вариант с
отдельным, стабилизированным кварцевым генератором на хорошем кварце
производства EPSON.
Для того, чтобы вывести USB на заднюю панель, мне пришлось
перенести защитные компоненты и ключ USB питания с передней панели на основную
плату. Подробно эта процедура описана также в блоге Халина, здесь привожу лишь
фото переделанной платы:
Выведем наружу корпуса провода USB и цифрового выхода, закрепим их на
корпусе магнитолы с помощью самофиксирующихся стяжек.
После того, как отмыли плату от флюса и защитили провода от
вибрации термоклеем, монтаж выглядит примерно так:
3. Программная часть.
В Kenwood KMM-257
регулировкой громкости, тембра и переключением входов занимается микросхема TDA7718N. Эта микросхема открыта, и имеет подробное
техническое описание, поэтому мне не пришлось гадать с её внутренним
устройством, а только изучить особенности программного управления. Структура микросхемы
довольно сложная, 22 внутренних регистра. Уровень громкости для каждого канала
зависит от четырёх регистров (!), причём, если для цифровой регулировки
громкости необходимы значения от нуля (это максимальная громкость, прямой
сигнал) до минус ста децибел, то в каждом регистре TDA7718 есть отдельные значения для
уменьшения сигнала и для усиления сигнала. Пришлось пересчитывать все диапазоны
регулировки громкости и сводить их в одну переменную. Такой «I2C сниффер» занял почти половину ёмкости
ПЛИС. Дополнительно поработал над самим регулятором громкости для уменьшения
щелчков при регулировке. Теперь громкость регулируется бесшумно.
Во время воспроизведения звука из аналоговых источников
сигнал берётся с выхода TDA7718.
На выходе уже присутствуют регулировка звука, тембра, тонкомпенсация. Поэтому
аналоговый сигнал оцифровывается АЦП и не проходит через цифровой регулятор
громкости. Подбором входного делителя
АЦП удалось согласовать громкость сигнала от цифрового и аналогового
источника.
4. Прослушивание и измерения.
После сборки и отладки я провёл измерение АЧХ и коэффициента
искажений на цифровом выходе при воспроизведении WAV файла. Всё
как и ожидалось – уровень гармоник на выходе такой же, как и у исходного файла
-98 дБ. Это и есть уровень искажений от 16-ти разрядного квантования. Kenwood KMM-257 передал сигнал бит в
бит. График приводить нет смысла – что на входе, то и на выходе.
Регулировка громкости. Измерение уровня сигнала на выходе
ЦАП при изменении громкости показало точные соответствия уровней. Отклонения в
диапазоне 0-40 дБ не превышают 0,12 дБ, в диапазоне -41-90дБ не превышают
0,24дБ. Переключение уровня громкости происходит при переходе сигнала через
ноль, поэтому щелчков не слышно.
Сравнение сигнала на линейном и цифровом выходе. Конечно,
сигнал на цифровом выходе напрямую слушать нельзя, только через внешний ЦАП. На
моём тестовом ЦАП звук намного приятнее, прозрачнее и точнее, чем на линейном
выходе. Слышно явно и без преувеличений. Эпитетов в техническом блоге должно
быть минимум, поэтому на этом и закончу.
5. Для заинтересовавшихся.
Если кому – то захочется получить себе такой аппарат,
сообщаю примерную стоимость платы:
1) Вариант
с родным кварцевым генератором – 150$
2) Вариант
с внешним стабилизированным кварцевым генератором – 220$
Монтаж оплачивается отдельно.












добрый день!
ОтветитьУдалитьа не подскажите, куда можно впаяться на плате, чтобы можно было подавать звук (скажем с телефона) независимо от текущего режима; что-то типа aux, но даже при включенном радио/usb.
спасибо.
Такого нет.
ОтветитьУдалитьт.е. обязательно переводить в режим "aux" и тогда подавать сигнал на вход, только так?
ОтветитьУдалитьДа, именно так.
ОтветитьУдалитьизвините что достаю, но разве нельзя "вклиниться" на вход JCV8031? радейка/usb как-то же подают низкий сигнал на усилок...
ОтветитьУдалитьЕсли вы имели ввиду усилитель мощности, то к нему подключиться можно (точки 14, 15, 16), но как вы собираетесь регулировать громкость от телефона?
ОтветитьУдалитьнепосредственно на телефоне же :)
ОтветитьУдалитьсигнал, что я подам в точки 14, 15, 16 воспроизводиться будет же независимо от выбранного на магнитоле источника, правильно?
Правильно. Независимо. Но я не рекомендую такое подключение.
ОтветитьУдалитьпонимаю :)
ОтветитьУдалитьна картинке где подключается вывод 2 вроде как TDA7718N, и есть я правильно предположил расположение пинов, то полчается что SE3 не подведет, т.е. можно завести сигнал туда. вопрос останется только в переключении TDA7718N на этот вход, что, судя из документации, не так уж и сложно :)
fixed: "если я правильно предположил расположение пинов, то получается что SE3 не подведен"
ОтветитьУдалитьПопробуйте. Если сможете перехватить управление от процессора, тогда ничего сложного.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте. У меня alpine iva w505r, выводит сигнал по заводской оптике только при воспроизведении audio cd. Скажите реально вывести сигнал по отдельному оптическому передадчику при воспроизвидении dvd audio?. Я так плнял надо перехватывать сигнал перед ЦАП?
ОтветитьУдалитьневозможно. так как ваша магнитола не понимает стандарт DVD-Audio 24\192. лазерная головка не читает этот формат. наверно вы имели в виду формат Audio DVD 24\96кгц (обычный dvd диск только с двухканальной записанной музыкой 2.0 24/96кгц.
УдалитьУ стандарта DVD audio сама болванка другая и лазер устройства головного тожедолжен быть другой.
другое дело что на dvd audio диске как правило пишут второй слой в формате Audio DVD 2.0 24\96кгц для совместимости с обычными dvd плеерами. но смысл покупать такой диск для обычного DVD устройства...
уменя домашка DVD-Audio 5.0 24\96 и 2.0 24/192
Удалитьот CD-Audio отличие разительное. "воздушность".
Скорее всего реально. Нужно только определиться с форматом сигналов на входе в ЦАП.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте у меня сгорел jcv8031 не подскажите где его можно заказать или купить? заранее спасибо!!
ОтветитьУдалитьИзвините, я не имею никакого отношения к продавцам и производителям магнитол, поэтому помочь ничем не могу.
ОтветитьУдалитьВ одном устройстве 2Din имеем 2 цап, первый стоит на СД приводе(cs4344), второй на материнке(pcm5100). Подскажите, как параллельно вывести I2S с первого цапа на второй цап. Нужна работа от одного цапа( второго, что на матери).
ОтветитьУдалитьНужно ли убрать 100 Ом сопротивления которые стоят на выходе процессора которые идут на родной цап(на линиях I2s). Я подключил параллельно CD цапу(4344) - второй цап(5100). Родной работает, а pcm5100 молчит. Может сделать развязку между цапами, каждую линию I2S через ёмкости керамика по 0.1 ? Родной дешёвый цап cs4344 работает от проца zorran valdis 966 по 4м линиям I2s через 100 Ом резисторы, "внешний" BB pcm5100 подключил по трём линиям (BCK,DIN,LRCK) Оба цапа стоят в одном устройстве 2din(заводское решение). 5100 на софт mute не сидит. Даташиты: http://www.ti.com/lit/ds/symlink/pcm5102a.pdf и http://pdf.datasheetcatalog.com/datasheet2/7/0tlegc8dfa4r2zl9l29kac63k2yy.pdf
Спасибо !
Без сигнала MCLK PCM5100 не будет работать. Внимательно прочитайте даташиты на эти микросхемы. Вам нужно убедиться, что CS4344 работает именно в режиме I2S. И кроме ЦАП, в проигрывателе есть ещё селекторы источников и регуляторы громкости и тембра, которые управляются контроллером в зависимости от режима работы.
ОтветитьУдалитьС селектором аналоговых входов я разобрался. Не понял почему без MCLK не будет работать, ведь PCM5100 может работать без него. + нашёл в нете где параллельно cs4344 ставили внешний PCM5100 и подключали 3мя проводами не используя MCLK я так понимаю. ссылка https://hifiduino.wordpress.com/2011/06/23/inside-fiio-d3/
ОтветитьУдалитьконкретно фото (два провода питания и три I2S)https://www.flickr.com/photos/linux-works/6819204903/
Или я путаю маркировку контактов выхода i2s( в даташитах разное обозначение на выходах микрухи) ?
У меня подключены: C4344 на 5100 (SCLK на BCK, SDIN на DIN, LRCK на LRCK)
Спасибо.
В таком случае нужно жёстко посадить SCLK на землю. Это режим PLL. В даташите на стр. 12.
ОтветитьУдалитьА вы не путаете сигналы BCLK и SCLK? Это разные сигналы.
ОтветитьУдалитьВывод 4 MCLK(cs4344) должен идти на BCK(pcm5100),т.е. мастер клок и bit клок получается одно и тоже?
ОтветитьУдалитьА контакт SCLK на втором цап(5100) он уже сидит с завода на массе.
Спасибо.
Вы даташит почитайте, это разные сигналы, они отличаются назначением и частотой.
Удалить"убедиться, что CS4344 работает именно в режиме I2S" вот тут совсем не хватает моих знаний(( Если допустим другой режим, то pcm5100 нельзя подключить? Или нужно снять с массы SCLK и подключить его на проц? Итого будет подключение по четырём проводам, или я ерунду пишу? Спасибо, ваша консультация для меня дорога.
ОтветитьУдалитьPCM5100 может работать только в формате I2S, а CS4344 может ещё в двух вариантах (LJ, RJ). Нужно смотреть схему подключения CS4344, в каком режиме она включена.
УдалитьОтказался от сд дисков.. 4344 в данном варианте работает в RJ , а 5100 может i2s либо LJ. Я так понял 4344 махнуть по быстрому на что то достойнее пока не представляется. Спасибо за консультацию.
УдалитьИнтересно насколько целесообразно делать такой тюнинг. Ведь нужно еще ЦАП докупать, не плохого качества.
ОтветитьУдалитьЗаявлено стоимость
1) Вариант с родным кварцевым генератором – 150$
2) Вариант с внешним стабилизированным кварцевым генератором – 220$
ну и работа еще стоит денег.
Ваш вариант с доработкой будет работать лучше какой-то процессорной головы Алпаин(или другой) которая стоит также или немного дороже за бюджет этой затеи (магнитола + $150 + работа + внешний ЦАП) ?
Эта доработка понадобилась для проигрывания WAV и FLAC в автомобиле с процессором, без дополнительного регулятора громкости и двойного преобразования цифра->аналог->цифра.
ОтветитьУдалитьДо сих пор не существует автомобильных магнитол с цифровым выходом (со всех источников) и регулировкой громкости на этом цифровом выходе.
Подскажите, какой Alpine будет работать, например с процессором Audison по цифре?
Да, без двойного преобразования нет в поле зрения.
УдалитьА как именно регулируется громкость в цифре? Какой микросхемой? Вы ловите команды управлением громкостью которые идут на TDA7718N и ими даете команду отрегулировать громкость на какой микросхеме? Я правильно понимаю?
Регулировка громкости в цифре производится также внутри ПЛИС. Я разработал блок регулирования громкости с шагом 1 дБ. Диапазон от 0дБ (прямой сигнал) до -98дБ (максимальное ослабление). Блок работает с целочисленными значениями и не накапливает остаток. Влияние на качество звука минимальное.
УдалитьЗдравствуйте, Илья.
ОтветитьУдалитьвозможно ли установить аналогичный этому цифровой выход (коаксил) в 2дин магнитоле кенвуд http://www.kenwood-caraudio.ru/auto/model.php?mode=DPX-3000U
Я не изучал устройство этого аппарата. Ответить смогу только после внимательного изучения образца у меня на столе.
Удалить